ЖУРНАЛ «Капитан клуб» Grizzly 660 Jet. Для порогов и мелкой воды№ 4 (92) 2015

Катера Grizzly, производимые питерской верфью на берегах Невы, давно не нуждаются в особом представлении. Широкая линейка лодок получила распространение по всей территории России. Однако большая их часть оснащается подвесными моторами. Между тем, немало мест, где использование водометного движителя связано с условиями эксплуатации. Как раз для таких условий и была выпущена открытая версия 660-го корпуса Grizzly, оснащенного бензиновым водометом.

Традиционно, тестируя лодку, тест-пилот «общается» с ней всего пару часов или того меньше. Мне же на этот раз посчастливилось провести за штурвалом целый день, совершить довольно протяженный переход от стоянки в Петербурге до Ладожского озера. Проще говоря, больше 100 км в самых разных режимах. Швартовки, заправка на воде, маневры, подходы к берегу в реальных условиях. Это было гораздо интереснее, и впечатление от модели сложилось куда более полное.
Хорошо, когда продукция производителя имеет свой узнаваемый стиль. Есть он и у Grizzly. Алюминиевых лодок много, особенно на американском рынке, но большинство из них сложно идентифицировать с первого взгляда. Мощный корпус 660-го уже знаком мне по версии с рубкой и подвесным мотором. Однако в этот раз лодка была полностью открытой, что выделяет ее из общей линейки компании. Такая концепция несколько раньше появилась в Северной Америке. На многих северных реках заокеанского континента довольно популярны жесткие алюминиевые катера, оснащенные водометными движителями. Чаще всего они не имеют кабины и служат для разных целей: рыбалки, патрулирования, водной прогулки. Наша страна (взять хотя бы Сибирь) по разнообразию и протяженности рек, изобилующих перекатами и порогами, многим даст фору. И рыбная ловля тут далеко не на первом месте. Катера этого класса могут применяться для обслуживания удаленных баз, в том числе и туристических, для других целей, требующих быстрого и безопасного перемещения по сложной акватории. Такие суровые условия эксплуатации способен выдержать только прочный и жесткий корпус. И, конечно, лишь в тандеме с водометом, позволяющим безбоязненно штурмовать перекаты и просто мелководные участки.

Концепция мне была вполне понятна еще до очного знакомства с лодкой, ну а об исполнении я уже не раз говорил в предыдущих статьях. Катера серии PRO, выполненные целиком из алюминия и оснащенные современными, надежными и проверенными комплектующими, уже одним названием говорят о своем профессиональном назначении. Мощная сварная радарная арка сразу бросается в глаза и визуально делит лодку на две зоны. На арке могут быть установлены навигационные приборы, освещение кокпита или фара, антенна навигации и радара. При этом она может использоваться и как тарга для спиннингов.

Лобовое стекло отделяет носовой кокпит от кормовой части. Две консоли разнесены по бортам, а проход в нос сделан в центре. Прием довольно распространенный. Такую расстановку по праву можно назвать универсальной для катеров такого класса. Капитанское и пассажирское кресла имеют боковую поддержку и отлично удерживают рыболова на месте, во время переходов в жестких условиях.

Позади кресел вдоль бортов установлены два диванчика. На каждом из них легко уместится пара человек. Благодаря специальным закладушкам пространство между диванами превращается в довольно просторное спальное место. Для любителей пикников на воде между диванами устанавливается столик.
Кормовая часть практически не занята, если не считать откидных банок по бортам своего рода кастинг-платформы, где могут уместиться два рыболова, совершенно не мешая друг другу, в чем я смог лично убедиться.

Довольно разумно использовано пространство на лодке. Несмотря на открытый корпус, места, где можно было бы разместить снаряжение и просто разложить вещи, достаточно. Носовой люк легко примет увесистый якорь и значительное количество веревки. Под носовым кокпитом есть просторный рундук. К сожалению, спиннинги туда положить не удалось, зато легко войдет пара палаток или что-нибудь еще. Сразу три «сухих» рундука устроены в консолях лодки – документы и прочие вещи, требующие бережного отношения, не намокнут. Два больших рундука спрятаны под сиденьями. В каждое из них можно поместить по две среднего размера сумки. Еще два больших рундука обнаружились по бортам в кормовой части: в один легко встали две 20-литровые пластиковые канистры и еще место осталось.
В центральной части кормового кокпита находится капот, открывающий доступ к двигателю. Наконец, по бортам в центральной части нашлись отличные ниши, в которые прекрасно легли два тубуса со спиннингами, обычно мешающие во время переходов.
Не могу не отметить и еще одну деталь, которую по праву можно отнести как к эстетической составляющей, так и к практической. Палуба покрыта специальным полимерным прорезиненным материалом вместо холодного и скользкого металла, отчего в кокпите стало уютнее и даже теплее. Что уж говорить о безопасности и удобстве перемещения по палубе. Естественно, покрытие легко моется и довольно быстро сохнет.
Сложно сказать, какая погода лучше для теста, но ее, как известно, не выбирают. В день нашего выезда стояла жара и штиль. Так и проскользили мы по невской глади до самой крепости Орешек. И лишь в Ладоге нашлось место с рваной ветровой волной. Впрочем, катер предназначен главным образом для рек, а значит, и оценивать его нужно на реке.
Водометный движитель имеет ряд особенностей в эксплуатации. Привыкшему к подвеснику, в том числе и мне, не просто сразу перестроиться под водомет. Одно из главных преимуществ его состоит в том, что он не столь капризен к загрузке лодки. Выйдя со стоянки с почти пустыми баками, мы через некоторое время добрались до одной из заправок на воде. После пополнения баков на 150 литров скорость никак не изменилась, правда, заметно увеличилось время выхода на глиссирование.
На полном ходу лодка ведет себя предсказуемо и легко управляется, сохраняя траекторию движения как по прямой, так и во время маневров. В какой-то момент на просторах Ладоги появилась резкая ветровая волна. Высота ее едва превышала 30 см. В таких условиях Grizzly ведет себя так же предсказуемо: не рыскает, держит курс, так что штурвал можно и не держать даже на полном ходу.

Двигатель мощностью 220 л. с. не позволяет быстро разогнать лодку – все же этой мощности маловато для резвых стартов. Обусловлен выбор такой мощности исключительно экономичностью общего комплекта – как в части общей его стоимости (менее 2 млн рублей), так и в отношении экономии топлива (что-то около 60 л/ч на полном ходу). Любители же более «спортивных» прогулок вполне могут установить мотор большей мощности – конструкция лодки на это рассчитана.
В такой же комплектации лодка тратит около 10–12 с на выход в режим глиссирования, при этом дифферент в переходном режиме не слишком ощутим, хороший обзор сохраняется во всех режимах. Одна из главных проблем катеров, оснащенных водометами, – не очень хорошая управляемость на малых оборотах. Более того, мой опыт управления лодками с такими моторами не столь значим, как катерами, оснащенными классическим ПМ или «стационаром». Однако все маневры в условиях ощутимого бокового ветра и невского течения были выполнены без проблем. И швартовка у заправки, а после и подход к небольшой марине на берегу Невы. Под конец моей задачей было подвести лодку к плавательной платформе 60-футовой яхты. Оказалась, все довольно просто. Таким образом, с учетом двигателя в графе «малый ход» можно поставить «зачет».
По маневренности на полном ходу лодка даст фору многим из тех, что мне довелось тестировать раньше. Впрочем, не последнюю роль в этом играет водометный движитель, позволяющий делать разворот буквально на месте.

РЕЗЮМЕ
Новый катер отлично вписался в семейство PRO катеров Grizzly. Добротная рабочая лошадка, способная послужить и любителям рыбалки, и тем, кто предпочитает водный туризм. Не могу обойти стороной и еще одну важную и актуальную составляющую – стоимость. По этому показателю Grizzly имеет огромное преимущество перед западными аналогами – цена тестируемого комплекта укладывается в два миллиона рублей. А что касается качества, мне неизвестен ни один производитель на российском рынке, способный похвастать столь же высоким уровнем исполнения.
Жесткий и прочный корпус дает возможность безбоязненно подходить к берегу, не опасаясь повреждений, а водомет открывает путь к местам, ранее недоступным с обычным подвесным двигателем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Grizzly 660 Jet
Нагрузка – 4 чел. плюс 150 л топлива, двигатель – MerCruiser MPi 4.3 (220 л. с.) с водометной установкой American Turbine SD 231, температура воздуха +22 °С, температура воды +18 °С, скорость ветра 1–2 м/с, высота волны 0,1 м, акватория – р. Нева, Санкт-Петербург

Об/мин
Скорость
узлы
км/ч
500
2,0
3,8
1000
2,6
4,9
1500
3,9
7,2
2000
5,1
9,5
2500
6,2
11,6
3000
7,4
13,8
3500
14,1
26,0
4000
21,0
38,9
4400
30,3
56,0

Grizzly 660 Jet
Длина, м
6,6
Ширина, м
2,15
Толщина обшивки, мм
6
Вес с двигателем, кг
1200
Запас топлива, л
150
Пассажировместимость, чел.
8
Максимальная мощность двигателя, л. с.
250

Рейтинг - яхты и катера Яндекс.Метрика